Создание КТЗ и выпуск первого трактора.
В комплексе мероприятий по кооперации и специализации промышленности с учетом потребностей общесоюзного разделения труда и специфики республик в Молдавии были организованы и реконструированы на: новой технической основе некоторые предприятия, в то числе завод «Автодеталь» в Кишиневе. На его базе1961 г. был создан тракторный завод по выпуску специализированных тракторов, класса 2т тяги, представляющий новую отрасль промышленности республики - тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Переходу завода на новый профиль помогала вся страна. Проект реконструкции был разработан Харьковским институтом Гипротракторосельмаш, новое оборудование поставляли 267 предприятий страны, в том числе заводы имени И. А. Лихачева, С. М. Кирова, «Динамо», «Серп и молот», «Красный пролетарий» и др. Особенно большую помощь оказали Минский, Харьковский, Алтайский тракторные, Горьковский и Кутаисский автомобильные заводы'. Завод получал ценнейшие агрегаты, детали, заготовки. Для обучения кадров, оказания помощи в налаживании производства и освоении новой техники в Кишинев приехали высококвалифицированные конструкторы, инженеры, опытные мастера.
В созданное при Кишиневском тракторном заводе специализированное конструкторское бюро с Харьковского тракторного завода прибыли Н.М.Чаплыгин - бывший руководитель работ по созданию харьковского опытного образца нового трактора, а также ведущий конструктор Ю. Г.Урасов. Над созданием молдавского виноградникового трактора трудились несколько, групп конструкторов и техников, прибывших с Алтайского, Владимирского, Минского, Челябинского тракторных заводов. Наряду с опытными специалистами в конструкторском бюро работали выпускники Кишиневского сельхозинститута — Ю. Жариченко, В. Тимошенко, Л. Шкроб и многие другие.
Опытные инженеры харьковчане Е. Сирота, Г. Гарби, И. Рябуха, алтайцы В. Лебедев, С. Мустафин, каховец В. Малашенков и другие стали конструкторами тракторов. Хорошими наставниками кишиневских рабочих зарекомендовали себя опытные мастера с ХТЗ - Ф. Ильиченко, О. Атрощенко, В. Обух, И. Чемиренко, обучившие на заводе сотни новичков. Возглавил завод воспитанник Харьковского тракторного завода Г.Бадалов. А всего с начала реконструкции предприятия до конца 1964г. для организации производства тракторов было приглашено свыше 150 специалистов различного профиля. В1959 г. в нашей стране задание спроектировать виноградниковый трактор получили три тракторных завода Минский, Харьковский и Липецкий. Они создали три конструкции тракторов: МТ3-54, Т-50В и Т-50А. К производству приняли наиболее отработанную из трех конструкции - трактор Т-50В Харьковского завода. СКБ при Кишиневском тракторном заводе поручили доработку конструкции с целью ликвидации выявленных во время испытаний дефектов.
На заводе велась подготовка к выпуску новых образцов трактора Т-50В. Коллектив предприятия встал на трудовую вахту в честь приближающегося ХХ11 съезда КПСС. Благодаря упорному труду рабочих в канун открытия съезда 14 октября1961 г. завод досрочно изготовил два экспериментальных образца трактора, Когда с высокой трибуны съезда первый секретарь ЦК КПМ И. И. Бодюл доложил, что в республике впервые создан трактор и показал его фотографию, в Кремлевском Дворце съездов раздались горячие аплодисменты
В 1962г. на заводе началась подготовка к производству первой установочной партии — 200 тракторов Т-50В. Были созданы сборочный, механический цеха, цех корпусных деталей и участок сварки. 22 сентября1962 г. с конвейера сошел первенец молдавского тракторостроения. Его снимали старейшие рабочие слесари-сборщики коммунисты Ф. А. Чебан, А. Д. Мартынюк, А. С. Алексеенко. По случаю выпуска первого молдавского трактора на сборочном конвейере состоялся митинг. С приветствиями выступили первый секретарь горкома партии А. С. Константинов, директор завода Г.П.Бадалов и др. Ныне первый трактор находится в постоянной экспозиции Республиканского краеведческого музея. Первые десять тракторов прошли по площади Победы на праздничной демонстрации 7 ноября1962 г.
В выпуск молдавского трактора вложен труд рабочих, инженеров-конструкторов, техников, шахтеров, металлургов, химиков, приборостроителей всех братских республик нашей необъятной страны. Необходимое для выпуска машины оборудование поставляли 77 предприятий. С Алтая в Кишинев прибывали двигатели, из Грузии — электромоторы, из Литвы — электрооборудование; различные узлы и детали поступали из Минска, Харькова, Липецка, металл посылали рабочие Днепропетровска и Магнитогорска. Показателем широкого участия предприятий союзного машиностроения в выпуске молдавских тракторов является удельный вес комплектующих изделий в себестоимости трактора. Для трактора Т-50В этот показатель достигал 70%. На этом же уровне он сохранился и для следующих моделей . Однако большое количество предприятий, участвующих изготовлении трактора, не означало, что в Кишиневе его только собирают. Из 947 наименований деталей и узлов трактора завод производил 682 наименования изделий, или 72%. Трактор Т-50В - машина в50 л.с. Такой мощный узкогабаритный трактор в стране выпускался впервые. Его применение на обработке многолетних насаждений снижало себестоимость центнера продукции на 5- 7 руб., а затраты труда — на 10 - 14 человеко-часов
В1963 г. было запланировано изготовить 2 тыс. тракторов. Такой рост выпуска мог быть достигнут только благодаря проведению большой работы по налаживанию производства. Было запроектировано и изготовлено 900 приспособлений, 420 штампов, более
900 наименований специального инструмента, соответствующего уровню массового производства. Сданы эксплуатацию конвейер главной оборки тракторов, восемь поточных линий, прессо-сварочный корпус площадью9780 кв. м, куда без остановки производства были перебазированы из старых корпусов ПСЦ, МХ, СБ, где было смонтировано более 260 единиц оборудован в том числе 160 единиц нового.
Однако ввод нового корпуса не удовлетворил полностью потребности в производственных площадях, в связи с чем завод был вынужден передать производств автоприцепов тираспольскому заводу «Автоприцеп», производство запасных частей для сельскохозяйственных машин и автомобилей — Бельцкому механическому заводу. Этим предприятиям была оказана помощь оборудованием и в налаживании производства.
Наряду с освоением производства и наращиванием темпов выпуска тракторов Т-50В повседневно велась работа по улучшению их качества за счет конструктивной технологической доводки и проведения ряда организационно-технических мероприятий, направленных основном на поднятие общей культуры производства, внедрение новых прогрессивных методов контроля, обучение кадров. Были осуществлены большие конструктивные изменения трактора, связанные с его модернизацией и улучшением эксплуатационных качеств. В конструкции трактора модели1963 г. подверглись изменению или замене новыми более 55% деталей механической обработки, 75% деталей холодной штамповки и 85% сварных узлов. Для перехода на новую модель требовалось провести большой объем работ по проектированию, изготовлению и внедрению новой оснастки. В изготовлении оснастки заводу помогли многие предприятия страны. Так, из 392 штампов, необходимых для нового трактора, 192 были изготовлены на предприятиях Минска, Харькова, Кутаиси, Москвы и Горького.
Коллектив завода осуществил свыше 30 мероприятий, направленных на улучшение качества трактора. Был увеличен объем топливного бака с 60 до100 л, что сократило время на обслуживание машины. Заменено электрооборудование с 24-вольтового на более надежное 12-вольтовое. Внедрены раздельное управление вместо блокированного, что снизило усилия на рычагах с 23 до15 кг, широкая колея с широким звеном и целый ряд других мероприятий, улучшивших условия труда водителя уменьшивших вес трактора, увеличивших производительность труда .
Одновременно с конструкторско-технологическими мероприятиями, направленными на улучшение качества тракторов, проводилась работа по повышению квалификации рабочих. В 1963 г. 580 человек повысили свою квалификацию, в том числе 373 - на производственно-технических курсах и в школах передового опыта. Все это положительно сказалось на уменьшении трудоемкости выпускаемой продукции. Средняя трудоемкость за год с была снижена в 1,6 раза. Себестоимость составляла 4122 руб., в то время как в 1962 г..— 7816 руб.
(Из книги Б.Г.Бомешко "Наша гордость, наша слава - КТЗ")