Клуб завода
На КТЗ имеются неплохие условия для гармоничного развития работников, их духовного роста, организации полезного и приятного досуга. Важную роль в этом играет заводской клуб, живущий заботами предприятия. Люди приходят сюда, как бы продолжая свою связь с коллективом. Клуб становится их родным домом, где хозяин каждый: и тот, кто организует клубное дело, и тот, кто поет или танцует на сцене.
В клубе завода работают восемнадцать коллективов художественной самодеятельности, в том числе два народных: духовой оркестр и танцевальный ансамбль «Луминица». Со дня образования духового оркестра, а в 1982 г. он отметил свое 30-летие, ни одно торжественное событие в заводской жизни не проходит без участия музыкантов. Бессменным его руководителем является Б.Д.Юфа, ныне отличник культуры Молдавской ССР. Он учился па третьем курсе музыкального училища, когда война прорвала его учебу. Учебу, но не музыку. Десять лет службы в армии, начиная с военных, Б, Д. Юфа не расстается с духовым оркестром. Придя в 1953 г. на завод, он взялся за организацию художественной самодеятельности и, конечно, духового оркестра. Вместе с ветеранами завода Ф. А. Кожухаренко, Б. И. Бровкиным, Д. И. Царегородцевым, А. Г. Константиновым Б. Д. Юфасобирает на репетиции музыкантов. В1957 г. в оркестре играет уже 15 человек. Они выступают в колхозах, совхозах, МТС, выезжают на фермы, полевые станы.
22 сентября 1962 г. оркестр приветствовал заводчан, выпустивших первый молдавский трактор. К этому дню композитор Д. Г. Федов, бывший тогда руководителем эстрадного оркестра завода, написал музыку на стихи Константина Семеновского, и солист оркестра моторист СКБ Иван Кожухарь впервые исполнил песню:
В добрый путь! В хорошую погоду
Вижу я нередко по утрам,
Как ворота нашего завода
Путь дают молдавским тракторам.
И они, пофыркивая важно,
Дескать, тянет здорово мотор,
Выезжают в мир многоэтажный
И уходят в полевой простор.
Спустя двадцать лет эта песня вновь прозвучала со сцены, и вновь ее исполнил теперь уже инженер-технолог сборочного цеха И. И. Кожухарь.
1971 г. принес большую победу коллективу оркестра, в составе которого были уже 23 музыканта и бессменные солисты В. Тибейкина, М. Манюк, М. Поломошный. На Первом всесоюзном конкурсе духовых оркестров заводской оркестр занял второе место среди 84 коллективов. Ему были вручены диплом 11 степени, денежная премия и присвоено звание народного.
На Первом всесоюзном фестивале художественной самодеятельности, состоявшемся в 1975- 1977 гг., коллективу было присуждено первое место с вручением большой золотой медали фестиваля и малых золотых медалей каждому музыканту. Сколько их было, творческих конкурсов, фестивалей! И все приносили победу, все подтверждали звание народного.
За время существования коллектива восемь его участников окончили заочно Сорокское культпросветучилище и получили дипломы руководителей духовых оркестров. Один из музыкантов, Г. Пендус, работая слесарем, окончил музыкальное училище имени Ш. Нягии сегодня руководит эстрадным оркестром в механическом цехе №2. Сам Б. Д. Юфа закончил экстерном Сорокское училище, поступил в Институт искусств имени Г. М. Музическу и в 1971 г. получил высшее музыкальное образование.
Из Книги Б.Г.Бомешко "Наша гордость, наша слава - КТЗ"
Борис Давидович.
Вспоминаю первое знакомство с удивительным человеком. Инструментальный цех кишинёвского тракторного завода, 1985 год, начало перестройки, меня как молодого специалиста прикрепили к наставнику — Пётр Иванович, высокий сухощавый,
мастер своего дела, охотно мне представлял людей вокруг. А вон — тот видишь, маленького роста — Борис Давидович, руководитель нашего заводского духового оркестра, музыкант с большой буквы, я его — тоже учил, да толку не вышло — рождённый ползать — летать не может… — он меня тоже в своё время учил играть на «альтушке», да…, Пётр Иванович махнул рукой — мне больше нравится баян или аккордеон. — А я тоже играл на «альтушке» в духовом оркестре училища — Да! — ну так в чём дело — хочешь, я поговорю с ним. Да нет, пока не надо Пётр Иванович — смутился я, - ну смотри сам.
В нашем инструментальном цеху с десяток человек играло в духовом оркестре и каждый раз, когда приходил — Борис Давидович в наш цех — он иногда меня просил, что бы я передал Стёпе или Пашке — что бы они не забыли, что на такой- то час — запланирована репетиция.
Духовой оркестр — гордость кишинёвского тракторного завода, считался одним из лучших в Молдавии, второе место по Союзу на конкурсе духовых оркестров в Москве, в 1973 — насчитывал несколько десятков человек. Это было детище Бориса Давидовича и каждый музыкант был ему как сын, представьте — 40 человек здоровых лбов и все дети — Бориса Давидовича Юфа.
Бывший фронтовик, уроженец г.Житомира, выпускник житомирского музыкального техникума в довоенные годы, после войны — ведущий музыкант образцово-показательного оркестра московского гарнизона, виртуоз-валторнист номер один Молдавии — Борис Давидович Юфа — был очень добрый, скромный и отзывчивый человек.
Борис Давидович — выручайте! — Позарез 5 рублей надо! — На — бери Василий, да я отдам с первых же получки — всё нормально — Ой спасибо Борис Давидович! — выручили.
Борис Давидович — мой мастер участка на меня дуру гонит, поговорите с ним, а ?
- Погоди — это кто Ромка — да, он самый — Так вроде бы он не плохой парень, мальчишкой ещё — его дядя ко мне в оркестр привёл, с нуля начинал и стал первоклассным тубистом, ладно — буду в вашем ремонтном — поговорю с ним.
Серёжа — ты почему перестал ходить на репетиции? — У нас ведь на носу выступление на «Арсенале» в Киеве, я ведь тебя ни чем не обидел — премии по линии генерального ты исправно получаешь. Да, кстати, ты устроил ребёнка в садик? — Да, спасибо Давидович с вашей лёгкой руки, а на репетицию я заскочу, просто я с ремонтом завертелся.
Алло! — это склад обуви? — Пантелея Тимофеевича можно? — Как нету — я ведь с ним вчера утром разговаривал? — Так как вы умудрились положить две пары левых туфель в упаковки?- Мне ведь надо людей обуть, у нас показательное выступление послезавтра.
Алло это ателье? — Что это у вас там происходит? — Как? — Профсоюз на
прошлой неделе перечислил!- И вы до сих пор кроцались а сейчас вдруг вспомнили? — Мне надо людей одеть — Послезавтра — Да — Хотя-бы рубашки с брюками, с жакетами уже не успеваете — Что бы вы были здоровы!
Алло профсоюз? — мне надо для моего музыканта семейную путёвку — Да, Виталий Лунгу — Так что же вы его послали, он ведь у вас был?
Алло! — Иван Николаевич! - Слушай друг! — я к тебе пошлю человека, он тебе принесёт кларнет — да, немецкий, там что-то с клапанами, добро?
Алло! — Дмитрий Николаевич! — Здравствуйте!- Это вас Борис Давидович беспокоит — Да, спасибо, всё в порядке, я к вам по такому делу, у вас работает Алексей Лебедев, он скромный парень, но я вам скажу — он ведущий солирующий трубач в нашем оркестре, у нас скоро ответственное выступление в Киеве, так неужели вы допустите чтобы на таком важном культурном мероприятии нашего завода — оркестр останется без ведущего музыканта? — Я понимаю, но всё таки? — Спасибо Дмитрий Николаевич, супруге вашей Марии Ильиничне от меня передавайте привет! — До свидания.
В общем, каждому музыканту Борис Давидович был отец родной, профсоюз, адвокат и всё в одном лице.
В один прекрасный солнечный весенний день — я решил тоже примкнуть в ряды музыкантов духового оркестра. Я пришёл в заводской клуб до прихода Бориса Давидовича, вскоре появился и он, очень часто он приходил с супругой, так было и на этот раз. Представившись, что я от Пашки, и тот придёт чуть попозже, руководитель оркестра прямо спросил — «скажи — ты хочешь играть в духовом оркестре».
Я утвердительно кивнул головой. — На каких инструментах играешь? — На «альтушке» — Так, вот тебе альт и ноты, я сыграл отрывок мелодии, -Да, играешь по нотам хорошо, но альт тебе не подходит, для твоих толстых губ — тебе подойдёт тенор.
Вот Пашка, Пашка — что же он раньше тебя не привёл? — Так играл бы уже партии в оркестре. Я тебе скажу — музыканту полагается дополнительно 3 дня отпуска, плюс премиальные из директорского фонда, ну и репетиции конечно как индивидуальные, так и в оркестровом составе, наш оркестр часто выступает и за пределами Молдавии, при этом выплачиваются командировочные, так что добро пожаловать Геннадий в наш оркестр.
Значит так Гена, мы с тобой пройдём весь репертуар, ну а дальше — я хочу тебя сделать солирующим тенором, а пока ты будешь шлифовать технику игры, играя аккомпанемент, а вот и Григорий с Василием подоспели, отлично, знакомьтесь ребята — это новый музыкант — Гена. Пожав друг другу руки, мы принялись разучивать партию из оперы «Аида» Джузеппе Верди, Григорий играл партию соло на трубе, а Василий (баритон) и я (тенор) играли аккомпанемент, трио звучало впечатляюще.
Затем по мере пребывания музыкантов на репетицию — трио становилось квартетом, а из квартета - уже превращалась в квинтет и так далее…
Музыканты молча брали в руки свои инструменты, и каждый играл свою партию, я был потрясён — как духовой оркестр может исполнять классическое произведение. Валторны перекликались с тромбонами, тубы вели диалог с
кларнетами, флейта изящно вплеталась в музыкальную палитру, грандиозно отбивал ритм барабан, музыка временами то усиливалась, то стихала, убыстрялась со стремительно ритм, то его замедляла. Борис Давидович — дирижируя оркестром, преображался в юношу. Этот человек — любил музыку, дорожил каждым своим музыкантом, зная способности каждого участника оркестра — умело использовал их, давая возможность каждому музыканту раскрыть свой талант.
Этот человек искренне радовался успехам своих музыкантов, будь то карьера, создание семьи, учёба и очень огорчался неудачам и тогда чем мог — старался помочь.
Многие его ученики — становились профессиональными музыкантами, музыкальными педагогами, кто-то играл в филармонии, кто-то учился в консерватории или музыкальном училище, но на генеральную репетицию все собирались вместе, даже если ребята меняли место работы — на репетицию всё равно — приходили, а также пенсионеры, фронтовики — это старые друзья Бориса Давидовича -регулярно выступали в составе оркестра.
Одну вещь Борис Давидович страшно не любил — когда кто-то делал для себя пометки в партитуре, но таких кадров к счастью было немного.
Борис Давидович о себе.
Не со многими людьми Борис Давидович был откровенен, но со мною Борис Давидович делился как радостными событиями, так и чем-то наболевшим.
У меня с этим человеком сразу сложились дружеские, доверительные отношения, мне он всегда говорил – Гена, ты мне как сын. Ещё в первый день моего появления в оркестре — мы с ним разговорились, и как выяснилось его близкие родственники проживали в Калараше(город севернее Кишинёва, где прошло моё детство и жили мои родители), и моя семья хорошо знала этих людей и я лично хорошо к ним относился и они ко мне соответственно.
Он мне рассказал о его с семьёй жизни в послевоенной Москве. Вспоминал он о тех временах тепло. Он, тогда молодой парнишка, обзавёлся семьёй. Позади 4 года фронта, военный музыкант в составе образцово-показательного оркестра московского гарнизона. Сталин очень ценил оркестровую духовую музыку и хорошие военные музыканты очень ценились и жили в Москве как у короля за
пазухой, пользуясь специальными льготами и привилегиями — не говоря про приличное жалование. В общем — живи и радуйся. В целом, кадровые военные в послевоенные годы — чувствовали себя уверенно. Но всё одним махом перевернулось после смерти Сталина. Началась неразбериха, многих охватила паника — кто встанет у руля страны, не грянет ли переворот и снова репрессии?
И сказал тогда Борис Давидович своей жене — «надо уезжать из Москвы на периферию, лучше уже не будет, как-нибудь проживём, как все…»
- Ааа, как же Боренька партитура для военных оркестров, которую ты писал и переписывал ночи напролёт? — неужели это всё теперь пропадёт и никто это уже никогда не сыграет? — спросила молоденькая жена.
- Сарочка, я не знаю, как дальше сложится моя музыкальная карьера, посмотри вокруг — никто ничего не знает, все в шоке!- Но я тебе обещаю — что не взирая ни на что — я сохраню эти партитуры и сделаю всё, что бы люди их услышали.
Своё слово Борис Давидович сдержал — через 20 лет, в 73-м в Москве, в финале всесоюзного конкурса духовых оркестров — созданный им оркестр сыграл — эти партитуры и их услышал весь Союз. — В итоге 2-е место. В Молдавии, в ЦК — уже был готов приказ о присвоении звания — заслуженный работник искусства МССР, но, почему-то так и пролежал под сукном.
Это очень травмировало Бориса Давидовича, — он так и говорил с болью: «Мне таким образом намекают - поменять фамилию, а я не хочу! Я дорожу ей»!
В Кишинёве была старая хорошая традиция — каждый год проходил парад духовых оркестров Молдавии, приглашались оркестры из союзных республик, а также из стран СЭВ.
Это было грандиозное зрелище! — Почти что на целый день перекрывались центральные улицы молдавской столицы и парад духовых оркестров начинал своё шествие от здания академии наук МССР и дальше по проспекту Ленина — колона шла мимо зданий дома Правительства и ЦК Молдавии, а затем сворачивало в сторону республиканского стадиона.
Каждый духовой оркестр имел свою форму. В Молдавии в то время считались ведущими — оркестр кишинёвского тракторного завода, которым руководил Борис Давидович и духовой оркестр тираспольского завода машин точного литья(флагман молдавского машиностроения).
Борис Давидович очень гордился, что — руководил тираспольским оркестром — его ученик. Меня поражало, сколько людей знало Бориса Давидовича, а ежегодный парад оркестров, приуроченный ко дню Победы — был дополнительным поводом повидаться и поговорить с друзьями, коллегами, бывшими учениками. Я помню диалог Бориса Давидовича с директором сорокского(город на севере Молдавии) культпросвет училища, последний восхищался виртуозной игрой на валторне своего коллеги — 30-ти летней давности.
Время от времени подходили к Борису Давидовичу музыканты из других духовых оркестров, своих собеседников он нам с удовольствием представлял, например — это мой ученик или это мой коллега, с которым выступали вместе. Мы музыканты его оркестра с удовольствием слушали рассказы.
Геннадий Коростышевский.
Из статьи в журнале «Культура и общество», опубликованой 2.05.2010г.
P.S. Публикуется без редакторской правки.