vВетеран КТЗ ccccxz

  • Главная
  • О нас
  • История завода
    • Ветераны КТЗ
    • Так было ...
      • Новая страница
    • Статьи о КТЗ
    • Тракторостроители
    • Награжденные орденами и медалями СССР
    • Изобретатели КТЗ
    • Начало КТЗ
    • Создание КТЗ и выпуск первого трактора.
    • Страницы книги "Наша гордость, наша слава КТЗ"
    • Газета "Серп и молот"
  • Производство
    • Тракторы производства КТЗ
    • Выпуск тракторов на КТЗ
    • Последние трактора КТЗ
    • Остались только фотографии...
    • Производство Т-54В в Болгарии
  • Статьи о заводе
    • BICOTRA SA
    • Здесь делали трактора с маркой КТЗ
  • Знаете ли вы...
  • Контакты
  • Остались в нашей памяти.
  • Поиск
  • Главная
  • О нас
  • История завода
    • Ветераны КТЗ
    • Так было ...
      • Новая страница
    • Статьи о КТЗ
    • Тракторостроители
    • Награжденные орденами и медалями СССР
    • Изобретатели КТЗ
    • Начало КТЗ
    • Создание КТЗ и выпуск первого трактора.
    • Страницы книги "Наша гордость, наша слава КТЗ"
    • Газета "Серп и молот"
  • Производство
    • Тракторы производства КТЗ
    • Выпуск тракторов на КТЗ
    • Последние трактора КТЗ
    • Остались только фотографии...
    • Производство Т-54В в Болгарии
  • Статьи о заводе
    • BICOTRA SA
    • Здесь делали трактора с маркой КТЗ
  • Знаете ли вы...
  • Контакты
  • Остались в нашей памяти.
  • Поиск
Главная Статьи о заводе

Статьи о заводе

Юрий Забунов: Наш будущий протестный потенциал – гастарбайтеры, чья жизнь дойдет до цугундера

30.12.2022, 06:00
                                                  Забунов Ю.П.

29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР был подписан Договор об образовании СССР. Его утвердил 30 декабря 1922 года I-й всесоюзный съезд Советов и подписали главы делегаций. Эта дата и считается датой образования СССР, хотя законодательные и исполнительные органы Союза были созданы только 6 июля 1923 года.

В преддверии столетия СССР германский фонд имени Ханнса Зайделя устроил кормушку для молдавских политологов, получивших в свое время бесплатное советское образование. Они несколько месяцев объясняли, как плохо молдаванам жилось в СССР. Эти статьи, распространенные ИА IPN, никто не опубликовал. Люди верят не антисоветчикам, а своей памяти о стране, в которой у каждого была работа.

Одним из крупнейших молдавских предприятий советского времени был Кишиневский тракторный завод. Наши тракторы экспортировалась в страны СЭВ, а лучшие образцы демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве. Сегодня об этом гиганте напоминает лишь невесть как сохранившийся на территории завода паровоз, который тянул платформы с тракторами из цехов на просторы виноградников и полей. А также огромные многоэтажки на Боюканах – жилье для работников.  

Как жил и как умирал флагман молдавского машиностроения? И что будет дальше? Об этом нашему корреспонденту рассказал бывший заместитель главного инженера КТЗ, ветеран производства, экс-депутат парламента РМ Юрий Забунов.

Престижная работа для 5500 человек

- Юрий Петрович, сколько лет вы проработали на КТЗ?

- Всю жизнь, с перерывом на парламентскую деятельность. Пришел на завод после окончания Одесского политехнического института, прошел путь от инженера-конструктора до заместителя главного инженера. При мне завод обрастал цехами, расширялся, наращивал свою мощь, давал работу на пике расцвета свыше 5500 человекам.

Это был огромный город на 14 гектарах с проложенными рельсами и автомобильными дорогами, с указателями на перекрестках и дорожными знаками. О его масштабах говорит тот факт, что у нас был свой собственный железнодорожный транспорт! От предприятия шли семь железнодорожных веток, одна вела в сварочный цех. Завозили туда металл на разделку прямо со складов.

-  Почему люди шли на завод?

- Получать рабочие специальности, самореализовываться. За счет завода людей направляли на курсы, они получали сертификаты по специальностям, повышали квалификацию. У нас была своя учебная часть, был филиал Тульского политехнического института, где рабочие без отрыва от производства могли получать высшее техническое образование.

Высокие разряды предполагали высокие зарплаты. Плюс надбавки в 40 процентов от прибыли за экспорт.  Наш завод одним из первых выпустил гусеничные тракторы, получившие Знак качества, за это тоже большую надбавку получали. Ну и премии за выполнение планов, за исполнение разовых работ во время реконструкции, за рационализаторство и изобретательство. К моему окладу инженера в 175 рублей много чего полагалось.

Гимн заводу

- Что можно было купить на ваш месячный заработок?

- Десять билетов на самолет до Москвы и обратно. Кстати, в день до девяти рейсов туда было летом и  семь – зимой. А также можно было накупить подарков родным, заплатить за все услуги, которые стоили копейки, и оставалось на жизнь.  

Те, кто владели рабочими специальностями и имели высокий разряд, получали больше директора. В шутку звали меня: переходи, больше заработаешь! Но деньги не были главным.

Завод строил квартиры, для молодежи – общежития, и это тоже был стимул. У нас была очень сильная профсоюзная организация. Рабочие бесплатно приобретали санаторные путевки, каждые выходные какой-нибудь отдел или цех выезжал на нашу базу отдыха на Днестр. Свои летние базы были на Черном море. Была своя медсанчасть. Физиопроцедуры и консультации получали без отрыва от производства. Были четыре столовые, три буфета, магазины.

Гордостью завода были наши передовики, очень многие были награждены государственными наградами, были героями республиканских газет и телерепортажей. Издавалась многотиражка, был собран огромный материал по истории предприятия. Есть портал, рассказывающий о нашем заводе.

У нас были свои поэты и композиторы, которые сочинили гимн завода. Мы участвовали в музыкальных фестивалях – были духовой оркестр, эстрадный ансамбль. А футбольная команда «Трактор» стала обладателем Кубка республики.

Как умирал кишиневский тракторный  

- Тем не менее, КТЗ не избежал участи многих предприятий Молдовы...

- Во второй половине 90-х все производства стали останавливаться. Мы, инженеры, мозговой центр, получили задание: составить прогноз развития. Вопрос стоял так: завод имеет гарантированный рынок сбыта, скажем, 20 процентов продукции, остальное надо продать самостоятельно.

Некоторые заводы уже начали сбывать  оборудование, станки... Но КТЗ был заводом со специальным оборудованием: от металлорежущего до термообработки, гальваники и т.д.. Невозможно было продать часть лакокрасочного отделения и те станки, которые были в единственном экземпляре, обеспечивая всю заводскую программу.

Универсальные станки у нас были только во вспомогательных службах. От них постарались избавиться. Исходя из потребностей тракторов в сельском хозяйстве, мы спрогнозировали перспективы КТЗ. Прикинули, сколько было земли под пропашными культурами – от картофеля до свеклы, учли универсальные работы.

План выживания в новых условиях

- Была советская классификация тракторов как основы пропашного тракторостроения. По ней рассчитывалось, какие тракторы в каких областях технологически были необходимы на тысячу гектаров. Мы прикинули, что с учетом того, что 5-10 лет в сельском хозяйстве не было восполнения тракторного парка, понадобится много тракторов.

Старые тракторы выбывали из строя, новые не поступали. Общий тракторный парк составлял 52 тысячи тракторов различных классов. Средний срок службы трактора – условно 10 лет, но его можно увеличить. Мы выпускали качественную технику, она до сих пор кое-где бегает. Но десять лет – условный срок. Надо было переходить к модернизированным моделям того же класса. Ежегодно Молдова должна была получать 5 тысяч единиц техники ежегодно, как было и ранее.  

В условиях разорванных связей мы придумали своеобразный бартер. Надо Молдове какое-то количество кировцев - отправляем партнерам в обмен два наших трактора. Нужен нам колесный трактор «Беларусь» или липецкий – тоже меняем на наши. Так республика могла бы обеспечить себя на время техникой разных классов. Но по факту нашу технику уже не брали.

Почему не понадобились молдавские тракторы

- А какую брали?

- Да никакую! Не нужны были трактора. Перед капиталистическим предпринимателем, который получил даром землю, оборудование и технику из колхозов, уже не стояла задача повысить качество, сделать так, чтобы у трактора был мягче ход, чтобы на нем можно было ехать по ухабам как на фаэтоне, установить кондиционеры... Задача у фермера была иная: получение максимальной прибыли, по Марксу.

И даже если бы мы произвели лучший трактор в мире – его бы не взяли. Потому что нас блокировали на рынках тракторостроения.

Из социализма - в глубокий феодализм

- Как же получал максимальную прибыль фермер,  который все получил даром?

- Путем минимизацией расходов! Целью было не получение наибольших урожаев, как при плановой экономике в СССР, а получение личной максимальной прибыли.

В этом огромная разница и противоречие:  никаких затрат на воспроизводство и реновацию, не стоит задача докупить пару тракторов и расширить производство: ведь нужно нанять тракториста, платить ему. И не надо вносить удобрения, можно выкачивать из земли все, эксплуатируя то, что досталось. На одном тракторе работает он, на другом – сын, а прибыль перекидывают куда-нибудь в торговлю.

Так капиталисты наращивали капитал, будучи феодалами, нещадно эксплуатировавшими то немногое, что досталось. Игнорировали технологические приемы. На прибыль покупали мерседес, хотя можно было купить несколько наших тракторов, строили дома себе и детям, ездили за границу, обставляли офис, в котором сидели фермер и его сын. Уже не было задачи кормить народ, была задача тратить на себя. Вот путь, по которому пошло все предпринимательство Молдовы!

То же и с полученными в рамках приватизации заводами. Никто и не думал развивать производство,  выходить на мировой рынок, была одна мысль: продать все на металлолом какой-нибудь западной фирме и без всяких затрат получить максимальную прибыль.

Почему люди проголосовали за нынешнюю власть

- Как быстро произошли изменения в сознании людей!

- Человек — существо социальное, он таков, какова среда, его окружение. Почему так много людей проголосовало за нынешнюю власть? Кто-нибудь об этом всерьез задумывался? Люди глупы? Да нет, просто действуют в собственных интересах.

Один знакомый гастарбайтер, электрик, как-то сказал мне: сейчас жить стало лучше, чем в Союзе. Он, мол, был электриком, получал зарплату, ездил на «Москвиче». А сейчас может купить «Ауди», квартиру или дом: «Я больше зарабатываю, и материальное положение моей семьи лучше, чем было при СССР».

И рассказывает мне, как благодаря своей высокой квалификации зарабатывает деньги на Западе: «По объявлению прихожу к хозяину. Он построил коттедж, нужно провести электрику. Я нарисовал ему план всех комнат, и, хотя у них более сложная и совершенная система проводки, я свое дело знаю. Хозяин одобрил, говорит: благодаря вам не надо заказывать проект. То есть хочет сэкономить. Я говорю: да, могу проштробить все стены, уложить провода, я рассчитал их сечение, могу заштукатурить штробы, сверху плитку положить где надо. И сделал. Написал ему смету, он посмотрел и выплатил мне удвоенную сумму».

С какой гордостью он мне это говорит! А я смеюсь. Спрашиваю: почему, когда вам стало так хорошо, население Молдовы уменьшается? А он: меня это не касается, пусть об этом правительство думает.

Власть держалась на грабительском курсе евро-лея…

- Да, электрик дома заработал бы гораздо меньше. Но почему? Потому что есть механизм ограбления всех тех, кто зарабатывает в леях, через грабительский курс евро-лея один к 20-ти.

Молдаванин строит дом и хвастается: у меня за рубежом вкалывают два сына, по 1000 евро в месяц - это 40 тысяч лей. Через год я смогу купить квартиру в Кишиневе и сдавать ее внаем. Еще через год - еще одну, и опять будем сдавать. Это наша обеспеченная старость. А на обещанную властью пенсию в 1200 лей не прожить.

То есть наши рабочие места - там, наша обеспеченная старость - здесь. Но так было лет 10-15 назад. После выборов ситуация изменилась. И уже те, кто поднимал гастарбайтеру стены дома в Дурлештах, как и те, кто подметал его улицу, – все уехали на заработки. Да, его микрорайон преобразился, за последние десятилетия там вырос целый коттеджный поселок как аргументация за новый капиталистический строй. Но зададимся вопросом: почему все-таки гастарбайтер проголосовал за эту власть?

Потому что чем выше курс евро-лея, тем ему лучше! Он на одну денежную единицу получает в 20 раз больше. Выше будет курс – ему будет еще лучше. Благодаря евроустремленной власти у гастарбайтера облегченный проезд к месту работы. Он это ценит и всем доволен. Пока эта команда будет у власти - будет доволен и впредь. И на выборах будет поддерживать ее. Но как долго это продержится?

… И на голосах молдаван, заинтересованных в деньгах гастарбайтера

- Не все согласятся с вами. Утверждают, что в самой Молдове больше людей проголосовало за нынешнего президента, чем за ее пределами.

- По последним данным жители РМ получили за год более полумиллиона переводов из-за границы. Это значит, что полмиллиона гастарбайтеров зарабатывают деньги и присылают семьям. И кто-то один из семьи получает их, а остальные двое-трое и даже четверо голосуют так же, как и этот работник.  Они заинтересованы в деньгах гастарбайтера! Вот откуда власть получила большинство.

И еще власть поддерживается извне. Эту ситуацию она создала в стране тоже по указке. Не зря же говорят: власть сделала все, чтобы вытурить людей за границу, чтобы не было протестов. Но что мы наблюдаем на самом деле? То-то же! 

Гастарбайтеры – новый рабочий класс 

- Это люди примерно одного работоспособного возраста, которые очень быстро приспосабливаются к обстоятельствам.

Если вы заметили, у нас растет интерес к медучилищам, в которые раньше неохотно шли, вдруг  все кинулись за корочками медсестер. С ними едут на Запад. Конечно, не светит встроиться с этим документом в медицинскую систему, но, претендуя на место сиделки, она докажет, что может иголкой в вену попасть, взять анализы, отвезти их врачу, получить предписания, с пониманием выполнять их, а заодно и борщ сварить, и санузел помыть.

В результате обычный слесарь какого-нибудь западного заводишка живет как барин. Нанять соотечественницу ему не по карману. А наши девушки на эти гроши, на которые там не проживешь, при валютном обмене здесь становятся богаты. У медсестры ставка получается поболее, чем у нашего квалифицированного врача!

Рост цен и тарифов убивает электоральную базу власти

- Но что же будет дальше? Продолжаться до бесконечности это не может. Потому что этот градиент выгоды, который был все время, уменьшается сейчас не за счет падения курса евро-лея, а за счет роста цен и тарифов у нас в Молдове.

И вот уже лекарства у нас в аптеках стоят примерно столько, сколько у них там на Западе. А многих в продаже вообще нет. И мы доходим до ситуации, когда на оплату за коммунальные услуги будут уходить все те заработанные и обменянные у нас западные гроши.

Так пропадет интерес, толкавший гастарбайтеров поддерживать эту власть, выбирать ее. Но возвращаться гастарбайтеру некуда.

Будут перемены

- С вами не поспоришь, вы – редкий оптимист...

- Да, я - оптимист! Я уверен, что ситуация коренным образом скоро изменится. Политологи коммунистам говорят: мол, вы слетели с политической арены, где же обществу черпать протестный потенциал? Я им отвечаю: наш будущий протестный потенциал – гастарбайтеры, когда их жизнь дойдет до цугундера.

На одном из митингов перед парламентом выступала советник одного из районов. Так вот, она утверждала: то, что привозят сейчас гастарбайтеры, уже расходуется один к одному! То есть заработка многим теперь хватает лишь для поддержания своего существования. И коль возвращаться им некуда - они будут оставаться там. Привозить деньги сюда, чтобы платить за дорогие товары и услуги, все меньше и меньше хочется. И, как бы трудно им не приходилось, они будут перетягивать туда семьи.

А та часть населения, которая живет ниже уровня выживаемости, для власти стала угрозой. И власть вынуждена придумывать уровни уязвимости, чтобы компенсировать людям расходы, стала перекладывать из одного кармана в другой, просить кредиты. Мы это сейчас наблюдаем.

Да и внешнеполитическая ситуация наверняка изменится. Так что мы не просто понимаем – мы верим: будут перемены. Перемены по части перехода к народовластию.

Мария БУИНЧУК

http://www.vedomosti.md/

18 Ноября 2021
https://primepress.by/

Первый трактор Belarus выпущен новым совместным предприятием в Молдове

МИНСК, 18 ноября – ПраймПресс.

Первый трактор BELARUS-82.1 сошел с конвейера сборочного производства белорусских тракторов, организованного в Молдове торговым домом MTZ Lider, сообщает пресс-служба ОАО «Минский тракторный завод».

Как сообщалось ранее, новое сборочное производство запущено в одном из цехов действующего сервисного центра Agropiese TGR в г.Комрат (АТО Гагаузия) и работает по лицензии Минского тракторного завода.

Также в настоящее время в Молдове действуют сборочные производства садово-виноградных тракторов «Беларус-921» Сморгонского агрегатного завода (АТО Гагузия) и тракторов малой мощности Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов (г.Кишинев). Как отмечалось, с вводом в эксплуатацию новой сборочной площадки будет расширена линейка модификаций тракторов Belarus, собираемых в Республике Молдова. Ранее предполагалось до конца 2021 г выпустить на новом совместном производстве не менее 30 единиц тракторов МТЗ, а в 2022 г выйти на мощность более 100 единиц в год.

МТЗ основан в 1946 г, в январе 2014 г преобразован в открытое акционерное общество с долей государства 100%. С августа 2014 г преобразован в «МТЗ-Холдинг», в который вошли, кроме непосредственно ОАО «МТЗ», девять предприятий: ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»; ОАО «Витебский завод тракторных запасных частей»; ОАО «Минский завод специального инструмента и технологической оснастки»; ОАО «Минский завод шестерен»; ОАО «Мозырский машиностроительный завод»; ОАО «Наровлянский завод гидроаппаратуры»; ОАО «Хойникский завод гидроаппаратуры»; ОАО «Лепельский ремонтно-механический завод»; ОАО «Лепельский электромеханический завод». МТЗ-Холдинг выпускает более 160 моделей и модификаций тракторов и машин в диапазоне мощностей от 9 до 365 л.с. Продукция холдинга присутствует на рынках около 85 государств.

 

Кишинёвский тракторный завод превратят в технопарк нового поколения, с многомиллионными инвестициями и тысячью рабочих мест.

Во всяком случае, такую цель ставит перед собой на ближайшие два года министр экономики, который предлагает превратить предприятие "Траком" в индустриальный рай. Стройка начнётся уже этим летом.

На территории в 300 тысяч квадратных метров, будут располагаться 25 резидентов. Самый амбициозный проект - парк Ай-ти технологий, состоящий из трех модулей. Здесь будут заниматься современными разработками, и обучением нового поколения программистов. Компания обещает создать не менее 1000 рабочих мест.

На этой же территории расположится мебельная фабрика. Производитель намерен вложить в строительство силиконовой долины 20 миллионов леев.

В прошлом году, резиденты инвестировали в проект порядка 40 миллионов леев.

Промышленный парк "Траком" был создан еще в 2011 году, это акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству.

Трактор -70c

Новая модель кишиневских тракторостроителей Т-70С, отвечающая лучшим отечественным и зарубежным образцам и полюбившаяся работникам сельского хозяйства, стала незаменимой при возделывании винограда) свеклы, подсолнечника, картофеля, кукурузы. Этот трактор можно встретить на полях Украины, торфяниках Белоруссии, угодьях Прибалтики. Маневренная, сильная неприхотливая, удобная в эксплуатации маши на получила высокую оценку полярников на дрейфующих станциях «Северный полюс».

 В 1975г. трактор Т-70С экспонировался на ВДНХ СССР в павильоне «Механизация и электрификация сельского хозяйства». Он привлек внимание специалистов оригинальностью компоновочного решения конструкции и удачным агрегатированием с сельскохозяйственными машинами, достаточной энергонасыщенностью и рядом других технических данных. Были отмечены также разработка и внедрение высокопроизводительных технологических процессов, инструмента, оснастки, а также системы поэтапного безостановочного перехода на производство новой машины. Учитывая все эти положительные стороны Т-70С, Главный комитет ВДНХ СССР постановил наградить Золотой медалью директора завода В. С. Яковенко, Серебряной медалью — главного инженера В.Г. Чиркова, главного конструктора СКБ Ю.Г.Урасова, тракториста-испытателя СКБ Г.3.Гроссу, Бронзовой медалью — ведущего конструктора А. Ф. Крыстю, заведующего отделом СКБ В.А.Рудого, главного конструктора проекта СКБ Г. В. Почковского, начальника экспериментального цеха СКБ В.П.Благодетелева, заместителя главного технолога завода Л.В.Брыжука, начальника ПСЦ В. Т. Паска, слесаря бюро наладки В. Г. Горбаткова, начальника ИЦ А. А. Калуцкого.

 Совершенствуя новую машину, тракторостроители добились в конце 1975 г. присвоения ей первой категории качества. Было рекомендовано готовить Т-70С к аттестации на Знак качества. И том же году машина экспонировалась на Международной выставке и г. Лима, Перу стала шестой страной, где на выставках побывали машины Кишиневского тракторного завода. И 1975 г. машина кишиневцев завоевала первое место в конкурса на лучшую конструкцию трактора для Нечерноземной полосы, а в 1976 г.— второе место в конкурсе па лучшую сельскохозяйственную машину года.

(Из книги Б.Г.Бомешко Наша гордость, наша слава КТЗ)

  • Новая запись

  • Новая запись

  • Новая запись

    Республика Молдова
    ПРАВИТЕЛЬСТВО
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Nr. 440 
    от  16.06.2011
    о присвоении статуса промышленного парка
    акционерному обществу „TRACOM”
    Опубликован : 18.06.2011 в Monitorul Oficial Nr. 102     статья № : 503
        В соответствии с положениями части (4) статьи 10, статьи 11 и части (1) статьи 12 Закона №182 от 15 июля 2010 года о промышленных парках (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., № 155-158, ст.561), с последующими изменениями и дополнениями, части (4) статьи 7 и части (2) статьи 27 Закона №121-XVI от 4 мая 2007 года об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении (Официальный монитор Республики Молдова, 2007 г., № 90-93, ст.401), с последующими изменениями и дополнениями, а также  в целях создания промышленного парка «TRACOM» Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:
       1. Передать в бесплатное пользование акционерному обществу «Tracom», на 30-летний срок, земельный участок площадью 32,2607 га (кадастровый код 01.00.518.184), расположенный в мун.Кишинэу, ул.Колумна, 170, являющийся публичной собственностью государства, для создания промышленного парка «TRACOM».
       2. Предоставить статус промышленного парка акционерному обществу «TRACOM» с государственным идентификационным номером 1002600007237 и возложить на него выполнение функций управляющего предприятия промышленного парка «TRACOM».
       3. Из Приложения № 2 к Постановлению Правительства № 945 от 20 августа 2007 года «О мерах по выполнению Закона № 121-XVI от 4 мая 2007 года об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении» (Официальный монитор Республики Молдова, 2007 г., № 131-135, ст.981) исключить пункт 81.
        4. Управляющему предприятию представлять Министерству экономики квартальные отчеты о деятельности, осуществляемой в промышленном парке «TRACOM».
        5. Агентству земельных отношений и кадастра обеспечить внесение соответствующих изменений в кадастровую документацию в соответствии с положениями  настоящего Постановления.
        6. Установить, что в промышленном парке «TRACOM»  будут осуществляться проекты преимущественно в области промышленности и предоставления сопутствующих услуг.

        ПРЕМЬЕР-МИНИСТР                                                        Владимир ФИЛАТ

        Контрасигнуют:
        зам. премьер-министра,
        министр экономики                                                              Валериу ЛАЗЭР
        министр регионального развития
        и строительства                                                                    Марчел Рэдукан

        № 440. Кишинэу, 16 июня 2011 г.
  Их называли передовиками Мы работали на КТЗ
flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно
коменты vkontakte
© tractor-ktz.ru
Яндекс.Метрика